Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

Условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ

Маленькие глазки-океан души.
Ты читаешь сказки, с мамою в тиши.
От людей ждешь ласки, доверяешь им.
Маленький мой мальчик, дорог и любим.
Солнечный ты зайчик, в море острых льдин.
Знаю, что злой мир сделаешь другим.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи инклюзивного образования:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.

Что такое инклюзивное образование?

Условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

1. Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 20% обучающихся – дети с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, дети-инвалиды)
2. Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов В детском саду имеются необходимые специальные технические средства обучения и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми ОВЗ.
3. Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования Используются специальные технические средства для развития познавательной сферы детей с ОВЗ средствами игровых технологий – планшеты для детей.
4. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий Групповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписание непрерывной образовательной деятельности, режимом дня.
5. Оказание психологической  или другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностям здоровья Осуществляется постоянно в соответствии с реализуемыми адаптированными основными образовательными программами для детей  с ограниченными возможностями здоровья, планами коррекционно-образовательной деятельности, запросами педагогов иди родителей (законных представителей)
6. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь Не предоставляется

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №29

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №29


Приказ «Об организации в 2017 году работы Службы сопровождения семей с детьми, признанных нуждающимися в сопровождении и социальной помощи.»

Модельная программа сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи.


Модель сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи.

Модель сопровождения семей с детьми, нуждающихся в сопровождении и социальной помощи.


Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.(выдержка)

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Приложение к педагогическому часу по теме : Изучение Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.


Полезная информация для родителей

10 советов родителям детей с ОВЗ

Памятка для родителей «Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…»

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Советы родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья


Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ детского сада №29

В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в МБДОУ детском саду №9 функционирует ПМПк.

В своей деятельности ПМПк руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», уставом ДОУ, локальными актами ДОУ, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Цели и задачи ПМПк

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачами ПМПк детского сада являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в детском саду) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в детском саду возможностей;

— комплексность в подходах к предупреждению и преодолению отклонений в развитии познавательной сферы ребенка и становлении отдельных сторон его личности;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

— консультирование родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных и/или конфликтных ситуаций.

Положение о психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ детского сада №29



Нормативно-правовая база

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Конвенция ООН 13.12.2006 № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов»

Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы

Сайт размещается на хостинге Спринтхост